О сельском поселении

Адрес: 423708 РТ, Мензелинский район,с. Верхний Такермен

ул. М.Джалиля д.1Б

Тел:8 (85555) 2-54-18

E-mail:  Vakr.Mnz@tatar.ru

Муниципальное образование «Верхнетакерменское сельское поселение» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Географическое положение

Село Верхнии Такермен расположена на пятом левом притоке реки Ургуда на правой и левой стороне маленькой речки Борчалы (жители называют Борчиле, в русской литературе и на картах она названа Брылык). Населенный пункт расположен на западной стороне в 30 км от районного центра Мензелинска, железнодорожная станция Круглое Поле находится в 43 км, автотрасса Казань-Уфа - в 2 км к северу от нее.
Село Подгорный Такермен расположена на пятом левом притоке реки Ургуда на правой и левой стороне маленькой речки Борчалы (жители называют Борчиле, в русской литературе и на картах она названа Брылык). Деревня расположена на левом берегу речки Борчалы (в документах на русском языке, в местных картах - Брылык) – левого притока реки Ургуда, в 28 км западнее от райцентра г.Мензелинска, расстояние до железнодорожной станции Круглое поле – 46 км, автотрасса Казань -Уфа пролегает в 4 км от населенного пункта.
Площадь, численность и состав населения 

Площадь – 6580,00га.
Численность населения- 1015 человек, в т.ч:
с.Верхний Такермен – 596, с.Подгорный Такермен – 419.
Состав населения: татары- 994 (98%), русские-21 (2%).

Краткая историческая справка 

Село Верхний Такермен
По утверждению башкирских ученых, в основе топокомпонента такермени лежит слово "тегермен". В таком случае в современном варианте он звучит, как "верхний тегермен". Населенный пункт в разные годы назывался по-различному. Будет целесообразным объяснить это в тексте.
Несколько предложений об основателе населенного пункта Юзыкай бабае. Имеется в виду, например, легенда об основании населенного пункта Юзыкай бабаем и Апач бабаем. В одном из своих трудов академик Татарской научной академии М.И. Ахметзянов приводит родословную, рассказывающую о том, что Юзыкай бабай - наследник хана Бикчуры в восьмом поколении. Ввиду того, что в ней упоминаются многие деревни нашего края, нелишним будет продемонстрировать родословную приложением к тексту.
I Деревня расположена на пятом левом притоке реки Ургуда на правой и левой стороне маленькой речки Борчалы (жители называют Борчиле, в русской литературе и на картах она названа Брылык).
Населенный пункт расположен на западной стороне в 30 км от районного центра Мензелинска, железнодорожная станция Круглое Поле находится в 43 км, автотрасса Казань-Уфа - в 2 км к северу от нее
Все труды, подготовленные институтом Татарской Энциклопедии, названные выше документы сообщают, что деревня упомянута еще в 1709 году. Этот официальный документ, посвященный жителю деревни Сормату Кадерметову, заполнен в Приказной
избе Мензелинского воеводы. Здесь деревня называется Верхние Такермени.
Однако дата основания деревни в начале XVI11 века остается спорной. Потому что Башкирский ученый А.З. Асфандияров в своем труде "Семья и брак у башкир в XVIII- первой половине XIX в" пишет, что деревня Старые Такермени основана в XVII веке.
Здесь ученый делает ссылку на источники, хранившиеся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортстан.
В крестьянской войне 1773-1775 годов верхнетакерменцы воевали в рядах пугачевцев. В команде старшины ясачных татар Искандара Ишалина были 9 человек из этой деревни (деревня называлась Юзыкаевские Такермени). В рядах пугачевцев под командованием старшины ясачных татар Габдуллы Ягфарова воевали 59 сельчан (деревня названа Старые Такермени). На стороне Пугачева воевали также 7 служилых, переселившихся в деревню после 1747 года. Населенным пунктом мятежников указана "Бургали - Баш Юзыкея, Такермень тож. Прежнее название одной из улиц - Князевской- связано со служилыми татарами.
С 12 января 1774 года в течение недели деревня была местом сосредоточения сил мятежников. Среди руководителей пугачевцев были и жители Верхних Такерменей. Это - Шафи Туйхузин (Тауфигов), сельский староста Субай Кильматов и Рохсабай. Известные о них сведения мы расскажем читателям позднее.
В справочнике, составленном по сведениям 1870 года, деревня зарегистрирована под названием Верхние Такермени, Самин Тосумин. Значения последних двух неизвестны автору.
Сельское население состояло из трех сословий: из вотчинных башкир, тептяр и государственных крестьян. В пользовании крестьянских общин в общей сложности было 4943 десятины земли. Из них 3817 десятин принадлежали вотчинным хозяевам, 1126 десятин - тептярам. В это число не включены землевладения государственных крестьян. Башкиры владели огромными площадями земель. 84 хозяйства имели по 5-10 десятин надельных земель, 78 - по 10-20 десятин, 48 - по 15-20 десятин, еще 48 -по 20-30 десятин, 6 - по 30-40 десятин земли. Из 196 тептярских хозяйств 139 имели менее пяти десятин надельных земель.
Сельчане занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством. Жители 209 хозяйств из 465 занимались различными промыслами. Они изготавливали телеги, сани, плели лапти на продажу.
В период кантонов (1798-1865 гг.) башкиры относились к 3-й Избе 11-го кантона. В нее, кроме Верхних и Подгорных Такерменей (это деревни Салакушского аймака Байлярской волости), были включены Калмаш и Азьмушкино Базякинского аймака той же волости, деревни Абдулово, Кугашево, Саетово Саралыменлинской волости, всего 1552 жителя обоего пола (верхнетакерменцев - 414 человек, из них 17 тептяры).
172 жителя тептярского сословия (сведения Восьмой ревизии 1834 года) входили в Четвертую тептярскую команду. В команде кроме тептярской деревни Старые Такермени, были еще Деуковские (ПО мужчин-тептер), старо-байлярские (141), калмашские (25), калминские (7), кузкеевские (29), гулюковские (154), малтабаровские (59), семекеевские (10), подтакерменские (32), тавларовские (69), тулубаевские (130), топасевские (14), усаевские (40), урусовские (40), кузембетьевские (71), тойгузинские (Чебенле, Тойгузя, 148) тептяре.
В местной газете сообщается, что в январе 1930 года в деревне создан колхоз. Однако власти кантона рапортовали, что коллективизация завершена 2 ноября 1929 года. Об этом тоже сообщила газета "Игенче". Таким образом, можно предположить, что колхоз, названный именем Тукая, был образован в ноябре 1929 года. В апреле 1931 года в газете сообщается, что колхоз отметил годовщину своего образования, в хозяйстве имеется 109 крестьянских дворов. В апреле того же года в деревне организована сельскохозяйственная артель "Урал", объединившая 53 хозяйства.
В октябре эти два хозяйства были объединены, укрупненному хозяйству дали название "Сталь". В мае 1944 года колхоз разукрупнили, один колхоз остался с прежним названием "Сталь", другой был назван "Фронтом". В 1959 году эти два хозяйства вновь были объединены, новообразованному укрупненному колхозу дали имя Мусы Джалиля.
До 1920 года деревня входила в Кузкеевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии, в 1920-1930 годы в Кузкеевскую волость Мензелинского кантона Татарской АССР, с 10 августа 1930 - в составе Мензелинского района республики.
Численность населения деревни претерпела следующие изменения:
В 1795 году в деревне проживало 198 человек, в 1858 году - 1204, в 1870 году -1376, в 1884 году - 1606, в 1897 году - 1762, в 1906 году - 2110, в 1913 году -2404, в 1920 году - 2266, в 1922 году - 1152, в 1926 году -1298, в 1930 году - 1298, в 1938 году - 1459, в 1958 году - 926, в 1970 году - 841, в 1979 году - 753, в 1989 году - 541, в начале 2005 года - 502 человека.
Деревня пополнила армию творческих людей Габделхаем Сабитовым (1931), Марсом Шабаевым (1933), поэтессой Гульшат Зайнашевой (1928-2005).
Деревня Подгорные Такермени
Ученые утверждают, что основной компонент наименования деревни "Такермен взято от слова "тегермон" ("мельница"). В документе от 1764 года населенный пункт назван Нижний Тегермен. О «Деревня расположена на левом берегу речкйхБорчалы (в документах на русском языке, в местных картах - Брылык) - левого притока реки Ургуда, в 28 км западнее ( райцентра г. Мензелинска, расстояние до железнодорожной станции Круглое поле 46 км, автотрасса Казань-Уфа пролегает в 4 км от населенного пункта.*?
В справочнике "Населенные пункты Республики Татарстан" сообщается, что деревня известна с 1764 года. Хотя, деревня упоминается в документе, датированном 1 ноября 1748 года. По этой причине институт Татарской энциклопедии в своем труде "Татарски энциклопедический словарь" временем основания деревни называет эту дату.
В период кантонов (1798-1865гг.) деревня относилась в Третьей избе 11 кантон В состав избы входили Верхние и Подгорные Байлары Салагушской тубы Байларскс волости, Калмаш и Азмякеево Базякинской тубы той же волости, деревни Кугашен! Ургуда, Саетово, Абдулово Саралы-Менской волости, в которых по итогам Восьмс ревизии, проведенной в 1834 году, насчитывалось 1552 души. Из них 405 человек относящиеся к башкирам, жили в Подгорных Такерменях.
Сельское население состояло из башкир, считающихся вотчинными хозяевами, тептяр. Во время Генерального межевания земель, проведенного в 1799 году, за первым из них было закреплено 4515, за вторыми - 282 десятины земли. Об этих земля: утвержденных Межевым департаментом Сената 1 августа 1826 года, необходимо сказа! следующее. У вотчинных хозяев в окрестностях деревни было 2216 (в том числе 114 десятин - леса и уремы), на лесном участке 878 (818 десятин леса), на луговых участка - 1421 (818 десятин - сенокосы, 384 - леса и уремы) десятина земли. Если быть тонне* 29 хозяйств располагали двадцатью-тридцатью, 43 - пятнадцатью-двадцатью, 82 десятью-пятнадцатью, 136 - пятью-десятью десятинами земли, у 14 семей надел составляли менее трех, у 71 - по три-пять десятин.
Хотя у сельчан земельные наделы были значительными, многие крестьяне не имели лошадей, коров или вообще никакой скотины. Безлошадных, например, был 72, не было дойных коров у 113 хозяйств, 33 семьи жили без всякой скотины.
Такерменцы занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством. В начале XX века на реке Брылык работали 4 водяные мельницы, в деревне было 5 магазинов бакалейных товаров, кузница.
Накануне 50-летия Великой Победы на страницах районной газеты был дан список 124 жителей деревни, не вернувшихся с войны. Доброту и милосердие сельчан подтверждают и другие факторы. Они приютили у себя 22 эвакуированных, приняли коллектив второго интерната вместе с воспитателями, состоящий из 124 человек. 478 жителей деревни были награждены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
Газета "Агрондустриальный комбинат" от 1 мая 1931 года, издаваемая в Мензелинске, сообщала о завершении процесса коллективизации крестьянских хозяйств. Но по данным отдела госстатистики даже в 1934 году 14 из 271 хозяйства оставались вне колхоза.
До 1959 года колхоз "Марс", созданный в населенном пункте, жил самостоятельным хозяйством. В том же году он был объединен с сельхозартелью "Сталь" в Верхних Такерменях. Укрупненное хозяйство назвали именем Мусы Джалиля. Деревня и поныне в составе этого хозяйства.
До 1920 года населенный пункт входил в состав Кузкеевской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии, в 1920-1930 годы - той же Кузкеевской волости Мензелинского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 года - в составе Мензелинского района республики.
Сведения о численности населения в деревне претерпели следующие изменения. В 1795 году в 23 хозяйствах числилось 162, в 1854 году - 364 мужчины, в 1858 году -928 человек обоих полов, в 1870 году - 1048, в 1884 году - 1325, в 1897 году - 1515, в 1906 году - 1770, в 1913 году - 1892, в 1920 году - 1752, в 1921 году - 1884, в 1922 году -1256, в 1926 году - 1123, в 1939 году - 1246, в 1957 году - 85, в 1969 году - 926, в 1979 году - 685, в 1989 году - 417, в 1999 году - 348, к началу 2005 года - 335 человек

Подгорнотакерменские мечети
В Уфимском архиве хранится очень много документов об объединении сельских верующих в махалли, утверждении их властями, комплектовании мечетей имамами и муэдзинами, избрании их на сходах селян, открытии школ или медресе при мечетях, руководстве их работой, изменениях, происшедших в жизни религиозных общин. В фонде назарата архива под номером И-295 сосредоточено свыше 68 тысяч таких дел. Кроме этого, сколько еще документов, касающихся деятельности молельных домов, накоплено в фондах Оренбургской и Уфимской губернских управлений (1-ый и 9-ый фонды), Оренбургской и Уфимской гражданских губернаторов (6-ой и 11-ый фонды)?!
2 июня 1807 года верующие на своем сходе избрали имамом мечети Зайнетдина муллу Бахтиярова. Затем эти обязанности выполнял его отец Бахтияр хазрят Таишев. Правда, в документах не указано, с какого времени хазрят служил махалле. Но ясно, что это произошло еще до образования Духовного управления.
23 мая 1811 года имамом божьего дома был назначен Габдельхамит Абишев.
С 24 марта 1834 года имамом молельного дома начал работать Гимазетдин Мухаметрахимов. 19 декабря 1846 года к обязанностям имам-хатыба мечети приступил Багаветдин Габдельхамитов, который с 15 декабря 1834 года служил муэдзином божьего дома.
Шли годы. В махаллю приезжали служители мечети молодого поколения. Муэдзином мечети назначается сын хазрята Багаветдина Бадретдин, который с декабря 1872 года по февраль 1873 года, сдав экзамены на имама, получил указ, а 29 ноября 1884 года он принял минбар имам-хатыба.
В 1854 году в деревне действовали две мечети. Одна из них считалась соборной мечетью. Разрешение губернского управления на строительство третьей мечети было получено 13 ноября 1912 года. Подтакерменцы на своем сходе приняли "приговор" об образовании четвертой махалли и строительстве четвертой мечети. 20 мая 1914 года разрешение властей было получено. Но начавшаяся германская война, революция, гражданская война не позволили построить четвертую мечеть в деревне.
Документы 1896 и 1911 годов называют имам-хатыбов мечетей, которые работали в этот период. В первой мечети эту обязанность исполнял Гарифулла хазрят Шамсутдинов, во второй - Сафиулла хазрят Шамсутдинов.
8 1920-1929 годы действовали все три мечети. Это подтверждаютдокументы, сосредоточенные в делах под номерами 181, 182, 183 и 363, 364, 365, хранящихся в
Национальном архиве республики.
9 декабря 1925 года при третьей мечети была открыта школа для верующих.
В ней 12 мусульман начали изучать законы религии. 3 октября и 3 ноября 1929 года мечети были закрыты. Ко времени закрытия молельных домов в трех махаллях насчитывалось
547 верующих.

Верхнетакерменские мечети
Это единственный населенный пункт в районе, имеющий четыре махалли и четыре мечети. Впрочем, таких населенных мест в нашем огромном Мензелинском крае можно перечесть на пальцах одной руки. Нам известны два таких поселения. Одно из них - деревня Старое Байсарово нынешнего Актанышского района, второе - Большое Нуркеево Сармановского района.
Как видно из документов дела, хранящегося в 295 фонде Уфимского архива, 23 января 1837 года верующие деревни избрали своим имамом 28-летнего Курбангалия Кыдрачева. Обратим внимание: официальная деловая бумага, подписанная помощником старшины. Третьей избы и начальником. Одиннадцатого кантона хорунжием Султановым и скрепленная печатью, извещает, что в 75 хозяйствах деревни проживало 203 мужчины.
В исторической литературе есть сведения о том, что в деревне и до этого действовала мечеть, и верующих обслуживали авторитетные, образованные для своего времени имамы. Академик, известный текстолог М.И. Ахметзянов в своем труде "Ногайская орда: историческое наследие татарского народа" называет одного из них - ахуна Искандера. Сведения об этом были даны в материалах об ахунах, работавших в наших краях.
В приложении к материалу о Верхних Такерменях вниманию читателей из этого же труда была представлена "Родословная хана Бикчуры, жившего в верховьях Яика". В примечаниях к тексту академик говорит: есть основание полагать, что в период Казанского ханства все центры туб находились на территории нынешнего Агрызского края. Следовательно, необходимо изучить историю Закамского периода деревень Верхние Такермени и Тулубаево. 27 апреля 1848 года первым имамом мечети был назначен Ахметзян мулла Фатхуллин, а К. Кыдрачев приступил к выполнению обязанностей второго имама. 28 июня 1874 года имам-хатыбом мечети начал работать ученик Ш. Марджани - Хуснутдин хазрят Сиразетдинов, а 28 сентября того же года имамом мечети - Сахабутдин мулла Хисматуллин.
Разрешение на строительство второй мечети в деревне было получено 16 сентября 1886 года. А 15 декабря 1890 года имам-хатыбом второй мечети был назначен Гайнутдин хазрят Ахметханов. Вопрос об образовании третьей и четвертой махалли и о строительстве в махаллях молельных домов был решен в 1911 году. Этот вопрос был решен путем деления существующих первой и второй махалли на две части.
Как явствует из документов, подготовленных вторым участником земского суда Мензелинского уезда и губернским управлением, после разделения второй махалли на две части в одной из них в 131 хозяйстве осталось 357 мужчин, в другой махалле - в 112 хозяйствах 317 мужчин. После разделения первой махалли на две части в первой из них в 171 хозяйстве осталось 370 мужчин, а в четвертой махалле - в 117 хозяйствах 329 мужчин.
Имам-хатыбом третьей мечети стал выпускник сельского медресе сын Субханкула Салахутдин Юмагулов, имамом - Сафиулла Сибгатуллин. Имам-хатыбом четвертой мечети был назначен шакирд хазрята Хуснутдина Шакирзян Ахметзянов, имамом -выпускник Шыгайского медресе (деревня в нынешнем Сармановском районе) Фатхельбаян Сибгатуллин, муэдзином - выпускник деревенского медресе Мингазетдин Гимазетдинов.
При мечети в деревне в 1834 году была открыта школа для мальчиков. Позднее она начала работать по программе школы-медресе. Верх. Такерменское медресе - учебное заведение, воспитавшее множество служителей мечети. Среди них - названные выше С. Юмагулов, выдержавший экзамен в 1907 году, получивший указ на имам-хатыба и мударриса, Ш. Ахметзянов, получивший такой же указ в 1912 году. Служителями мечети в дальнейшем работали М. Мухаметшин (получил указ на имама в октябре 1887 года), С. Шагимарданов (июль 1888 года), Г. Рахматуллин (ноябрь 1889 года), Г. Габдуллин (1909), М. Гимазетдинов (май 1912 года), С. Сибгатуллин (апрель, 1913 года).
В городском музее хранятся метрические книги мечетей за 1893-1919 годы из 654 страниц. Документы о деятельности религиозных общин, мечетей в 1920-1929 годы сосредоточены в делах под номерами 226, 227, 228 и 229, хранящиеся в фонде Духовного управления Национального архива республики. 2 декабря 1925 года при первой мечети начала работать школа для верующих.
Но свобода, предоставленная общинам и верующим, была кратковременной. В конце 1929 года все четыре мечети были закрыты. Решение властей о закрытии мечетей было принято спустя десять лет, в марте 1939 года. Перед закрытием мечетей четыре религиозные общины объединяли 696 верующих.


 

Основные социально-экономические характеристики

Агропромышленный комплекс

      По состоянию на 1 января 2022 года в личных подсобных хозяйствах сельского поселения содержатся 436 голов КРС, в том числе 107 голов коров, и 376 голов овец и коз.

Перечень предприятий и учреждений


Верхнетакерменская общеобразовательная школа им.Г.Сабитова.
с.Верх.Такермен.
тел: 2-54-38.
Директор школы Гараева Флюра Ярулловна.

Верхнетакерменский сельский Дом культуры.
Директор СДК Ахметшина Альбина Николаевна .

Верхнетакерменский ФАП.
Зав. ФАПом – Шакирова Айгуль Зуфаровна.


Подгорнотакерменский ФАП.
Зав.ФАПом Салимова Альфия Тимергалиевна.
Тел:2-52-21.

Верхнетакерменский детский сад «Шатлык».
Зав.д/садом Фатыхова Гюзелия Зиннуровна

Верхнетакерменская библиотека.
Библиот. Хаматшина Альфия Асгатовна

Достопримечательности, известные люди

Гульшат Зайнашева


Гульшат Хисамовна Зайнашева родилась 13 января 1928 года в селе. Ст. Тлянче нынешнего Сармановского района ТАССР в крестьянской семье. Детство ее прошло в деревне Верх. Такермен Мензелинского района, где она воспитывалась в семье тети со стороны отца. Здесь она окончила семилетнюю школу в селе Кузембетьево, затем Мензелинское педагогическое училище. В 1945-1949 гг. училась на отделении татарского языка и литературы филологического факультета Казанского государственного педагогического института. После окончания института несколько лет работала редактором литературных передач Татарского радиокомитета, позднее (1952-1963) -редактором редакции художественной литературы Татарского книжного издательства. В 1964-1965 годах она снова работает в радиокомитете - редактором музыкальных передач. В 1965-1966 гг. была, директором клуба писателей Татарии имени Г. Тукая. С 1973 по 1983 год Г. Зайнашева являлась инспектором по кадрам Татарского книжного издательства.
Первые стихи, песни, эстрадные произведения Г. Зайнашевой, пьесы, написанные для драматических коллективов, были напечатаны в конце 50-х годов в периодической печати и в таких коллективных сборниках, как "Куңелле сәхнә", "Мәктәп сәхнәсе", "Эстрада", "Клуб сәхнәсе".
Г. Зайнашева активно творила в драматургии и в области детской литературы. Ее пьесы "Бәхет кошым", "Кем гузәл", "Ирексездән әрәмтамак", "Рамай" и другие были в свое время поставлены в Мензелинском драматическом театре и других театрах, а комедии "Җаным җәл тугел сина", и Гайфи бабай, өйлэн, давай!" и поныне с успехом идут на сцене Татарского государственного театра драмы и комедии имени К. Тинчурина. Большим вниманием общественности был отмечен телефильм, снятый по сценарию Г. Зайнашевой "Тузган торактан кучкәндэ" телеканалом "Татарстан - Новый век".
Г. Зайнашева - автор более десятка книг. Особенно плодотворно она трудилась по созданию песенных текстов. Более 50 ее стихов положены на музыку композиторами Татарстана и Башкортостана, многие из которых стали любимыми и популярными в народе и долгие годы присутствуют в репертуаре самодеятельных и профессиональных певцов. Ее песни, посвященные Отчизне, родной стране: "Туган жирем - Татарстан" (музыка А. Ключарева), "Китмэ, сандугач" (музыка Р. Яхина), "Менэргэ иде Урал тауларына" (музыка М. Музаффарова), 'Уз илемдэ" (музыка С. Садыковой), теме любви: "Зэцгэр шэл" (музыка народная), "Кул буена килсэн иде" (музыка 3. Гибадуллина), "Яшь гомер" (музыка 3. Гибадуллина), "Кичегеп килгэн мэхэббэт" (музыка Б. Гайсина), детям: "Кояш гомере" (музыка Ф. Ахмадиева) - наглядно отражают богатство поэзии Г. Зайнашевой музыкальными образами и верность музыкальных образов традициям народных песен.
С 1969 года она была членом Союза писателей СССР.
За большие заслуги в области литературы и искусства Г. Зайнашева была удостоена почетного звания "Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан" (1988) и лауреата Государственной премии имени Г. Тукая Республики Татарстан (1991).
Г. Зайнашева умерла в 2005 году.

Марс Шабаев
Марс Садриевич Шабаев родился 14 июля 1933 года в деревне Верх.Такермен Мензелинского района Татарской АССР в семье учителя. Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт, восьмилетний Марс был передан на воспитание родной сестре матери, проживавшей в соседней деревне Усаево. В 1941-1945 годах учился в Усаевской начальной, затем в Кузембетьевкой семилетней школе. Закончил Мензелинское педагогическое училище, поступил в Казанский педагогический институт.
В 1958-1960 гг. - редактор литературно-драматических передач в радиокомитете Татарстана, 1961-1964 гг. - заведующий отделом литературы и искусства в редакции газеты "Яшь ленинчы", до апреля 1967 г. - ответственный секретарь журнала "Азат хатын", 1968-70 гг. - переводчик редакции журнала "Чаян" и ответственный редактор альманаха "Идел", издающегося при Союзе писателей Татарстана, с осени 1970 года -заместитель главного редактора Таткнигоиздата, в 1972-1977 гг. - главный редактор, 1977-1983 гг. - старший редактор в редакции художественной литературы издательства. Член КПСС с 1963 года.
Первые стихи М. Шабаева начали издаваться в 1952 году, первая книга вышла в 1962 году. В эти же годы увидели свет сборники "Кына голе", "Ашкыну", "Зангэр планетам", "Сине эзлим", "Оби-ana". В этот период он пишет поэмы. Такие поэмы, как "Шакмай карт" (1956), "Яна жыр" (1960), "Жирэн Конрад" (1962), "Кына геле" (1962), "Эби-апа" (1963-1967), "Дие тамаршие фрау" (1964), "Сине эзлим" (1965), "Артист" (1966) привлекает не только запоминающимися образами простых тружеников, но их активной гражданской позицией в освещении событий своеобразными поэтическими находками. Поэт задумывается о роли своих современников в жизни, о делах и поступках, стремится в тесной связи с изменениями, происходящими в природе, в быту, показать сложное отображение проблем современности на психологии человека, и на этом пути добивается определенных успехов. За сборники "Ждаон камыш", "Онытма" и "Ищу тебя" (издан в переводе на русский язык) в 1976 году Марс Шабаев удостоен Государственной премии имени Габдуллы Тукая.
Поэт продолжает поиски в направлении наиболее глубокого раскрытия философского и нравственного содержания своей эпохи через собственные переживания. Стихи, опубликованные в сборнике "Ак тынлык" (1982), свидетельствуют о том, что его мастерство из года в год совершенствуется, мысли и чувства окрашиваются в более естественные тона, обогащаются новыми образами.
Марс Шабаев успешно работает в прозе и литературном переводе. Он автор повести "Салда сояхэт" (1967), в который воспевается первозданная красота природы родного края. Из его многочисленных поэтических переводов особо следует отметить перевод сборника стихов великого американского поэта-гуманиста Уолта Уитмена "Листья травы" (1975), в татарской переводной литературе это было воспринято как выдающееся событие. Особая заслуга Марса Шабаева в том, что благодаря ему татарские читатели ознакомились с известной поэмой Евгения Евтушенко "Казанский университет".
Марс Шабаев активно участвовал в общественной работе. В 1974-1979 гг. он член правления Союза писателей Татарстана, в 197591980 гг. - член ревкомиссии Союза писателей РСФСР. В 1984 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры ТАССР". С 1967 года - член Союза писателей СССР.

Габделхай Сабитов
Габделхай Валиевич Сабитов родился 28 июня 1931 года в деревне Верх. Такермен Мензелинского района Республики Татарстан в семье колхозника. После окончания Кузкеевской средней школы этого же района в 1949 году начал работать учителем в Ст. Мелькенской семилетней школе, через два года был переведен в Под. Такерменскую школу, был учителем, завучем.
С марта по октябрь 1956 года работал в редакции районной газеты "Ленин байрагы", затем поступил в Московский литратурный институт имени Горького, но в 1960 году по состоянию здоровья был вынужден оставить учебу.
В 1960-1965 гг. - старший редактор литературно-драматических передач в Казанской студии телевидения, затем заведующий литотделом в редакции республиканского детского журнала "Ялкын". В 1965 году перешел в редакцию журнала "Чаян", где сначала был фельетонистом, позже, в 1968-1970 гг., ответственным секретарем. С 1970 года занимался литературным творчеством.
В начале творческого пути Г. Сабитов пробует перо в различных жанрах литературы. В начале 50-х на страницах районной газеты и в альманахе молодых авторов'Ycy юлы" были напечатаны его первые стихи. По его комедии "Махэббэт пом нәфрәт" (1954) коллективы художественной самодеятельности ставили спектакли, а в 1956 году при сдаче экзаменов в литературный институт это произведение послужило конкурсным материалом.
Тем не менее, произведения, принесшие ему известность и признание, снискавшие ему славу умелого рассказчика, подающего надежды драматурга, приходятся на конец 50-х и на 60-е годы. В этот период на страницах республиканской периодической печати были напечатаны его написанные отточенным, красивым, доходчивым языком на основе интересных жизненных сюжетов рассказы, сказки: "Туган жир туфрагы", "Улемсез Акылгали").
Г.Сабитов знаком читателю по своеобразным очеркам, опубликованным в периодической печати и отдельных сборниках, а также по литературным переводам. "Приключения барона фон Мюнхаузена" Э. Распе, "Мэри Поппинс" П. Треверса, "бэмби" ("Урман экияте") Ф. Залтена татарские читатели читают в переводе Г. Сабитова. Самые успешные произведения поэта напечатаны в сборнике "Тармаклы яшен", изданном Таткнигоиздатом в 1981 году. В 1982 году он издал известный рассказ "Айбаш". В этом же году рассказ был переведен на русский язык. С 1976 года член Союза писателей СССР.

 

Последнее обновление: 1 июня 2022 г., 14:35

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International